Возраст ребенка
|
Нормы развития речи
|
6
месяцев
|
- Воспроизведение звуков с интонацией
- Реагирует на свое имя
- Реагирует на голоса других людей без визуальных подсказок, поворачивает голову и глаза к источнику звука
- Отвечает надлежащим образом на дружественный и сердитый тон
|
12 месяцев
|
- Использует одно или несколько простых слов со значением (это может быть фрагмент слова)
- Понимает простые инструкции, особенно если даны голосовые или физические объясняющие сигналы
- Осознает социальное значение слова
|
18 месяцев
|
- Имеет активный словарь около 5-20 слов
- Словарь состоит в основном из существительных
- Часто овторяет слово или фразу снова и снова
- Употребляет много жаргонизмов с эмоциональным содержанием
- Способен выполнять простые команды
|
2 года
|
- Называет целый ряд объектов из своего окружения
- Используют как минимум два предлога, как правило: в, на, под
- Составляет короткие предложения, в значительной степени по модели существительное-глагол, длина предложений 1,2 слова
- Примерно 2/3 того, что ребенок говорит, понятно взрослому
- Активный словарь примерно 150-300 слов
- Объем и высота голоса плохо контролируются
- Иногда правильно использует местоимения «Я» и «Ты». Хотя «Мне», и «Я» часто путают
- Начинают появляться понятия «Я» и «мои»
- Реагирует на такие команды, как «покажи мне свои глаза (нос, рот, волосы)»
- Задает вопросы «Что это?»
|
3 года
|
- Правильно использует местоимения «Я» и «Ты»
- Используют редкие слова в множественном числе и в прошедшем времи
- Знает, по крайней мере три предлога, как правило: на, под, за
- Знает основные части тела и может показать их и назвать
- Активный словарный запас около 900-1000 слов
- Около 90% из того, что ребенок говорит, должна быть понятно взрослым
- В речи начинают преобладать глаголы
- Понимает простые вопросы, связанные с окружающей средой и деятельностью
- Понимает и дает ответ на такие вопросы, как «что ты должен делать когда, когда ты сонный, голодный, холодный, или хочешь пить?»
- Должен знать свой пол, имя, возраст, адресс, имена родителей
- Не стоит ждать, чтобы он ответит на все вопросы, даже если он их понимает
|
4 года
|
- Знает названия знакомых животных
- Может использовать в речи как минимум четыре предлога или может продемонстрировать свое понимание их значения по просьбе взрослого
- Знает названия общих объектов в иллюстрированных книгах и журналах
- Знает один или несколько основных цветов
- Может повторить 5 цифр
- Может повторить слова из четырех слогов
- Демонстрирует понимание понятий над и под
- Понимает такие понятия, как больше, когда видит соотношение большого с маленьким
- Легко следует простым командам
- Часто повторяет слова, фразы, слоги и даже звуки
|
5 лет
|
- Использует много спонтанных описательных слов: прилагательных и наречий
- Знает основные сенсорные антонимы: большой-маленький, жесткий-мягкий и т.д.
- Может считать до десяти
- Речь должна быть полностью понятна взрослому, несмотря на проблемы артикуляции
- Знает все гласные и согласные буквы
- Повторяет предложение до девяти слов
- Может назвать бытовые предметы с точки зрения использования (шляпа, обувь, кресло)
- Выполняет за три команды, которые даны одна за другой
- Должен знать свой возраст, адрес и имена ближайших родственников
- Простые понятия времени: утро, день, ночь, день, позже, после, в то время
- Ориентируется в днях: завтра, вчера, сегодня
- Речь в целом грамматически правильная
|
6
лет
|
- Знает все дни недели и легко ориентироваться во времени
- Речь полностью понятна и общественно полезна
- Должен уметь составлять связный рассказ по картинке, видить связи между объектами и событиями
- Активный словарный запас более 2000 слов
- Ребенок задает вопросы типа «Почему», «Зачем»
- Активное расширение словарного запаса
|
Rita
ИМХО, все дети разные и по разному развиваются. У девочек чаще речь развивается быстрее. По этой информации о сигналах тревоги, у нас тревога должна быть для КАЖДОГО возраста, но многие неврологи скажут, что до 3 лет не разговаривать — это вариант нормы.