Главная   Советы логопеда   Нормы развития речи по возрастам

Нормы развития речи по возрастам

«Отклонение» от предложенных норм на 1-2 месяца (опережение или отставание) тоже будет являться нормой.

Возраст ребенка

Нормы развития речи

6

месяцев

  • Воспроизведение звуков с интонацией
  • Реагирует на свое имя
  • Реагирует на голоса других людей без визуальных подсказок, поворачивает голову и глаза к источнику звука
  • Отвечает надлежащим образом на дружественный и сердитый тон

12 месяцев

  • Использует одно или несколько простых слов со значением (это может быть фрагмент слова)
  • Понимает простые инструкции, особенно если даны голосовые или физические объясняющие сигналы
  • Осознает социальное значение слова

18 месяцев

  • Имеет активный словарь около 5-20 слов
  • Словарь состоит в основном из существительных
  • Часто овторяет слово или фразу снова и снова
  • Употребляет много жаргонизмов с эмоциональным содержанием
  • Способен выполнять простые команды

2 года

  • Называет целый ряд объектов из своего окружения
  • Используют как минимум два предлога, как правило: в, на, под
  • Составляет короткие предложения, в значительной степени по модели существительное-глагол, длина предложений 1,2 слова
  • Примерно 2/3 того, что ребенок говорит, понятно взрослому
  • Активный словарь примерно 150-300 слов
  • Объем и высота голоса плохо контролируются
  • Иногда правильно использует местоимения «Я» и «Ты». Хотя «Мне», и «Я» часто путают
  • Начинают появляться понятия «Я» и «мои»
  • Реагирует на такие команды, как «покажи мне свои глаза (нос, рот, волосы)»
  • Задает вопросы «Что это?»

3 года

  • Правильно использует местоимения «Я» и «Ты»
  • Используют редкие слова в множественном числе и в прошедшем времи
  • Знает, по крайней мере три предлога, как правило: на, под, за
  • Знает основные части тела и может показать их и назвать
  • Активный словарный запас около 900-1000 слов
  • Около 90% из того, что ребенок говорит, должна быть понятно взрослым
  • В речи начинают преобладать глаголы
  • Понимает простые вопросы, связанные с окружающей средой и деятельностью
  • Понимает и дает ответ на такие вопросы, как «что ты должен делать когда, когда ты сонный, голодный, холодный, или хочешь пить?»
  • Должен знать свой пол, имя, возраст, адресс, имена родителей
  • Не стоит ждать, чтобы он ответит на все вопросы, даже если он их понимает

4 года

  • Знает названия знакомых животных
  • Может использовать в речи как минимум четыре предлога или может продемонстрировать свое понимание их значения по просьбе взрослого
  • Знает названия общих объектов в иллюстрированных книгах и журналах
  • Знает один или несколько основных цветов
  • Может повторить 5 цифр
  • Может повторить слова из четырех слогов
  • Демонстрирует понимание понятий над и под
  • Понимает такие понятия, как больше, когда видит соотношение большого с маленьким
  • Легко следует простым командам
  • Часто повторяет слова, фразы, слоги и даже звуки

5 лет

  • Использует много спонтанных описательных слов: прилагательных и наречий
  • Знает основные сенсорные антонимы: большой-маленький, жесткий-мягкий и т.д.
  • Может считать до десяти
  • Речь должна быть полностью понятна взрослому, несмотря на проблемы артикуляции
  • Знает все гласные и согласные буквы
  • Повторяет предложение до девяти слов
  • Может назвать бытовые предметы с точки зрения использования (шляпа, обувь, кресло)
  • Выполняет за три команды, которые даны одна за другой
  • Должен знать свой возраст, адрес и имена ближайших родственников
  • Простые понятия времени: утро, день, ночь, день, позже, после, в то время
  • Ориентируется в днях: завтра, вчера, сегодня
  • Речь в целом грамматически правильная

6

лет

  • Знает все дни недели и легко ориентироваться во времени
  • Речь полностью понятна и общественно полезна
  • Должен уметь составлять связный рассказ по картинке, видить связи между объектами и событиями
  • Активный словарный запас более 2000 слов
  • Ребенок задает вопросы типа «Почему», «Зачем»
  • Активное расширение словарного запаса

Сигналы тревоги, которые должны Вас насторожить:

  • в 3 месяца ребенок не поворачивается, когда Вы обращаетесь к нему;
  • в 4-6 месяцев не реагирует на перемену интонации, не оборачивается в поисках источника звука, не употребляет в своем лепете звуков «п, б, м»;
  • в 10-12 месяцев не понимает часто употребляемых взрослым слов, не оборачивается, когда его окликают; не имитирует звуки взрослой речи, для привлечения Вашего внимания использует только плач;
  • в 1-2 года не может показать изображение на картинке («Где мишка?»), не понимает простейших вопросов;
  • в 2-3 года путает понятия «верх» -«низ», не может выполнить последовательно две команды («Подними бутылочку и дай ее мне!»), составить фразу из 2-3 слов, назвать известные ему предметы;
  • в 3-4 года не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «что?», «где?». Его не понимают посторонние, употребляет фразы, состоящие не более чем из 4 слов, неправильно произносит большую часть звуков.
 

Комментариев: 4

  • Rita

    ИМХО, все дети разные и по разному развиваются. У девочек чаще речь развивается быстрее. По этой информации о сигналах тревоги, у нас тревога должна быть для КАЖДОГО возраста, но многие неврологи скажут, что до 3 лет не разговаривать — это вариант нормы.

  • Вика

    Очень полезно, спасибо!

  • Мадлена

    Я переживаю, хоть меня успокаивают, типо успеет. моей дочке 2 года и 5 месяцев- она родилась не большой на сроке 41 неделя. она не разговаривает. только -мама,папа,дай, ням,пить. а растёт хорошо. ей дают в её возрасте 4 года. а говорить не заставишь. на меня мамачки криво смотрят…

  • Зинаида М.

    Полезная таблица, спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*